Об итогах III конференции «Совершенствование трудового законодательства в сфере охраны труда»

С 23 по 24 марта в г. Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ) проходила III Северная межрегиональная конференция «Совершенствование трудового законодательства в сфере охраны труда». На ней в трехстороннем формате обсуждались предложения сторон социального партнерства по внесению изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) с учетом отраслевых и региональных особенностей.

Организаторами мероприятия выступили Нефтегазстройпрофсоюз России и его Сургутская районная организация, Общественное Объединение «Всероссийский Электропрофсоюз» при поддержке Минтруда России, Правительства Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

В конференции участвовали представители общероссийских отраслевых профсоюзов и объединений работодателей, Федерации независимых профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, органов исполнительной и законодательной власти ряда субъектов РФ, Государственной Думы, Аппарата представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.

Ряд докладчиков коснулись истории обсуждаемого вопроса. Было отмечено, что с принятием 28 декабря 2013 г. Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, произошел переход от старого подхода предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных, опасных и иных особых условиях труда, основанный на статусном (списочном) порядке предоставления льгот к выплате компенсаций за фактические условия труда, установленные по результатам специальной оценки условий труда.

К недостаткам закона выступающие относили стирание законодателем различий между вредными и опасными производственными факторами, формулировки которых даны в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). По новому закону вредные условия труда подразумевают одновременное воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 14 закона № 426-ФЗ), разграничения между ними отсутствуют.

Кроме того:

  • закон предусматривает пересмотр ранее предоставляемых гарантий и компенсаций в отношении вновь принятых работников на рабочие места, на которых они уже были установлены и предоставлялись (п. 3 ст. 15 закона №421-ФЗ). То есть, законодатель допускает ситуацию, при которой работники, фактически занятые в одинаковых условиях труда, имеют разные права на виды и размеры компенсаций, что входит в противоречие с принципами равенства прав и возможностей на справедливые условия труда (ст. 2 ТК РФ).
  • нововведения позволяют работодателям увеличивать продолжительность рабочего времени, установленную для работников, условия труда которых по результатам СОУТ отнесены к 3-й и 4-й степени вредности с 36 часов в неделю до 40 часов (п. 3 ст. 92 ТК РФ). При этом оплата труда за переработанную, установленную норму времени, порядок, размер и условия компенсации этого времени должны осуществляться при условии включения этого положения в условия отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, коллективных договоров и трудовых договоров.

Заведующий отделом охраны труда, здоровья и экологии Нефтегазстройпрофсоюза России, главный технический инспектор труда Профсоюза Александр Волков отмечал:

- Совершенно очевидно, что целью реформ в области социальных гарантий было их снижение для работников, в том числе за работу во вредных, опасных и иных условиях труда. На заседаниях рабочих групп обсуждались все статьи предлагаемых Проектов Законов и вносились соответствующие предложения. К сожалению, профсоюзам не удалось заблокировать Законы на стадии их подготовки. Федеральные законы «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» были подписаны и вступили в силу с 1 января 2014 года.

Конкретно, изменения коснулись рабочих мест водителей грузовых, легковых автомобилей и автобусов, механизаторов строительно-дорожных машин и спецтехники, операторов товарных, слесарей аварийно-восстановительных работ, занятых обслуживанием и ремонтом канализационных сетей и др. Был изменён и порядок предоставления гарантий и компенсаций. Законом №421 -ФЗ «Об изменениях в иные законодательные акты.. .», были внесены изменения в законы «О трудовых пенсиях», «О страховых тарифах», «ТК РФ» другие законы и в целый ряд нормативных правовых актов.

«С принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в ряде случаев при неизменных условиях труда класс вредности стал ниже. Это касается рабочих мест основного производства. Газовики теряют дополнительные дни к отпуску, доплаты за вредные условия труда и т.д. Профсоюзы намерены отстаивать интересы работников в этом вопросе. Уверен, что наше консолидированное мнение по итогам конференции, направленное в Минтруда и Государственную Думу будет учтено при внесении поправок к вышеуказанному закону»,- поделился мнением о проблеме Олег Сазонов, председатель ОПО «Газпром трансгаз Сургут».

Программа конференции включала последовательную работу в секциях: по отдельным регионам и согласованию консолидированного пакета изменений в методику проведения СОУТ с учетом природно-климатических и иных условий. А так же совещание руководителей профсоюзных организаций по вопросам реализации пенсионной реформы.

«В Обществе «Газпром переработка» уже прошло несколько совещаний по данному вопросу. На них обсуждалось, по какому пути мы пойдём: будет ли по каждому рабочему месту принято индивидуальное решение, либо оно будет общим для всего предприятия. В любом случае мы нацелены на максимальное сохранение прежних льгот и компенсаций. Так настроена и администрация Общества, и профсоюзная организация», - отметил Сергей Васин, председатель ОПО ООО «Газпром переработка». Он также подчеркнул, что в своём выступлении представитель Минтруда признал недоработки в вышеуказанных проблемных вопросах, в частности, по принятию вредности биологического фактора, (к примеру, в процессе сбора и очистки сточных вод, с которым связана деятельность многих профессий).

Участники конференции отмечали, что профсоюзный мониторинг результатов проведения специальной оценки условий труда и многочисленные обращения членов профсоюзов свидетельствуют о том, что действующая нормативно-правовая база требует совершенствования.

Анализ итогов, связанных с проведением специальной оценки, вызвал инициативу ряда отраслевых общероссийских профсоюзов по созданию региональных трехсторонних рабочих групп — Астраханской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Ведется работа по созданию аналогичных групп и в других субъектах РФ.

В итоговой резолюции Межрегиональной конференции «Совершенствование трудового законодательства в сфере охраны труда» была указана необходимость создания рабочих групп по мониторингу результатов проведения специальной оценки условий труда на постоянной основе с привлечением всех представителей сторон социального партнерства.

Кроме того, Нефтегазстройпрофсоюзу России поручено в период до 10 апреля обобщить и направить от имени участников Конференции в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации поступившие в процессе обсуждения предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся вопросов проведения специальной оценки условий труда и досрочных пенсий с учетом отраслевых и региональных особенностей, а так же замечания рабочих групп, работающих в трёх регионах.

После обобщения полученных материалов Министерством, ориентировочно в мае, заинтересованные стороны вновь встретятся для дальнейшей работы.

III Северная межрегиональная конференция «Совершенствование трудового законодательства в сфере охраны труда»